Информация

Современные моторные масла

Что же такое моторное масло, зачем оно нужно и каким оно должно быть?
Казалось бы, простой вопрос. Любой автолюбитель на него ответит — «Конечно же, масло нужно для смазки двигателя». И будет почти прав. Почему почти? Да потому, что функций у моторного масла много. Перечислим основные:

1) Обеспечивать надежную смазку, уменьшая трение и износ деталей двигателя
2) Уплотнять зазоры между трущимися поверхностями
3) Охлаждать детали двигателя
4) Предотвращать образование нагара и лакообразных отложений
5) предотвращать коррозию деталей двигателя
6) предотвращать выпадение осадков; поддерживать продукты старения и износа в виде стойкой эмульсии
7) нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива

Для того, чтобы моторное масло успешно осуществляло все эти функции, в базовое масло добавляют пакет присадок. Существует четыре вида базовых масел

1) Минеральные (полученные путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием)
2) Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла)
3) Полусинтетические (смесь минерального и синтетического масел)
4) Синтетические (направленный синтез)

Основное достоинство минерального масла — цена. Оно достаточно просто по составу и требует низких затрать на производство. Однако за низкую цену приходиться платить и низким качеством этого масла. Стабильность его свойств ухудшается прямо пропорционально времени эксплуатации. В результате — шлам и нагар в двигателе и значительное снижение ресурса.

Для того, чтобы предотвратить эти последствия, были разработаны синтетические масла. Они сохраняют свои свойства в течение всего срока эксплуатации, однако очень дороги в производстве, что сказывается и на конечной цене, в чем любой автолюбитель может убедиться, зайдя в ближайший магазин.

Чтобы сделать моторные масла максимально доступными для потребителей при их высоком качестве по сравнению с минеральным, были разработаны полусинтетические и гидрокрекинговые масла. Они достаточно стабильны при эксплуатации и отличаются от синтетических более низкой ценой.

Как же выбрать масло для своего автомобиля?

Прошли времена, когда автолюбители покупали на АЗС масла в разлив, при чем различая их как «жигулевское», «москвичевское» и «камазовское» (самые продвинутые еще были в курсе, что где-то на Западе существует загадочное масло «САЕ» для иномарок).
Сегодня, стоит только зайти в любой магазин «Автозапчасти», как глаза начинают разбегаться от обилия разноцветных баночек с красивыми этикетками. Кто-то при выборе масла в первую очередь смотрит на цену, кто-то полностью доверяется рекламе, кто-то опирается на совет более опытных автолюбителей. И те, и другие, и третьи по-своему правы. Однако не редки случаи, когда ошибки при таком подходе не избежать. Ведь моторное масло — не сигареты и не шоколад, его на вкус не попробуешь и неизвестно, что будет с вашим двигателем через пару-другую десятков тысяч пробега, если вы зальете масло, которое посоветовал вам сосед по гаражу. Ведь у него может быть совсем другой двигатель, для которого это масло было идеальным, а для вашего — окажется совсем неподходящим.
На что же стоит обратить внимание?
Во-первых, откройте сервисную книжку. Даже если в вашем автомобиле ее нет — купить описание сейчас не проблема. Все автопроизводители помещают в руководство пользователя информацию о допущенных смазочных материалах и спецжидкостях.

Вооружившись полученной информацией, отправляйтесь в магазин, который вызывает у вас наибольшее доверие. При выборе масла в первую очередь обращайте внимание на ту, продукцию, которую вы знаете. Известные производители тратят значительные суммы на то, чтобы донести информацию о своих товарах до конечного потребителя. Однако не стоит забывать, что, во-первых, крайне низкая, по сравнению с аналогичными маслами, цена продукта должна вызывать только подозрение в некачественности или подделке, а , во-вторых, существует большое количество производителей, достаточно известных в мире своим высоким качеством продукции, но неизвестных в России. Условно производителей масел можно разделить на две группы.

1) Наиболее известные в России в основном благодаря широкомасштабным рекламным кампаниям — Mobil, Esso, Shell, Castrol, Liqui Moly, British Petroleum, Elf
2) Менее известные, но не уступающие (а иногда и превышающие) вышеуказанным в качестве — Texaco, Agip, Sunoco, Total, Fina, Q8, Statoil, Neste и другие.

Итак, вы определили свой выбор. Теперь возьмите в руки канистру. На этикетке обязательно должна быть указана информация, которая может многое рассказать о данном продукте :
1) Вязкость масла по SAE
2) Класс масла по API
3) Класс масла по АСЕА
4) Допуски автопроизводителей.

Что же значат все эти загадочные буквы и цифры?
SAE — Американское Общество Автомобильных Инженеров, присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. На сезонных маслах присутствует только однозначное обозначение, причем наличие буквы w обозначает его принадлежность к зимнему, а отсутствие — к летнему, например, SAE 10w (зимнее) или SAE 40 (летнее). Более распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 5w30. Условно можно определить, что, чем меньше первая цифра в индексе, тем масло будет более жидким, прокачиваемым зимой, а чем выше вторая цифра — тем оно будет более вязким летом. Думаю, стоит напомнить, что стабильность этих свойств у минерального масла будет меньше, чем у синтетического или полусинтетического с таким же индексом вязкости.
API — американский институт нефти, присваивающий маслам класс качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей — например, SF, и буквамибуквами и цифрами для дизельных двигателей — например, CF, CF-4. Чем выше вторая буква в обозначении (по английскому алфавиту), тем класс масла выше. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0w30, 5w30, 5w20 индекс энергосбережения ЕС и EC II. Присутствие на этикетке этих букв означает, что данное масло помогает сократить расход топлива за счет снижения трения в двигателе. На сегодняшний момент лидером в таком классе является всесезонное масло Texaco Energy 5w30, сокращающее расход бензина на 6%. Кроме того, наличие на этикетке «кружка» («donut») от API, внутри которого расположена информация о продукте, означает наивысшую ответственность фирмы-изготовителя за качество данного масла.
АСЕА — Европейское общество автомобилестроителей. Если на этикетке присутствуют эти буквы, значит масло пригодно для эксплуатации в двигателях европейских автомобилей. Классы АСЕА так же разделяются на дизельные и бензиновые. Наиболее распространенные для легковых автомобилей — АСЕА А3-98 (бензиновые), В3-98(дизельные). Наличие обозначения АСЕА А1-98 B1-98 вкупе с API SJ и «кружком» обозначает наивысший класс защиты плюс непревзойденную экономию топлива при использовании такого продукта. Необходимо упомянуть, что единственным маслом на российском рынке, удовлетворяющим эти требования, является все то же Texaco Energy.
Допуски автопроизводителей . Некоторые автомобильные компании, такие как Porsche, Mercedes-Benz, BMW, VW, Ford, предъявляют к маслам, кроме вышеизложенных, дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом вам допуске ,как и необходимых интервалах между сменами масла, вы так же можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.

Итак, вы разобрались с этикеткой, вся информация вас удовлетворила, цена устроила, и вы уже отдаете продавцу деньги, как вдруг встает вопрос — «а не промыть ли мне двигатель при смене масла и не добавить ли в него какую-нибудь присадку, чтобы любимый движок уж точно был защищен от всех превратностей судьбы? И чем промыть двигатель — купить импортную пятиминутку или же промывочное масло?».
На этот вопрос можно ответить так — если вы раньше пользовались минеральным маслом, а теперь хотите залить синтетику или полусинтетику, то промыть двигатель стоит, поскольку более качественное масло может вымыть те отложения, которые оставило минеральное масло и, не дай Бог, забить масляные каналы и фильтр. Если же вы пользуетесь синтетическим или полусинтетическим маслом постоянно, то процедуру промывки лучше проводить раз в три-четыре смены. При постоянном использовании минерального масла промывать двигатель нужно при каждой смене масла. Так называемыми «пятиминутками», присадками для промывки двигателя, добавляющимися в старое масло, пользоваться не стоит — лучше купить промывочное масло. Лучшее, что может предложить сейчас российский рынок из таких продуктов — промывочная жидкость Spectrol.
По поводу добавления каких-либо присадок в моторное масло можно сказать, что, чем менее качественное масло вы используете (например, М610), тем больше вероятность, что применение присадки себя оправдает. Заливка же присадки в высококачественное масло в лучшем случае не приведет ни к каким последствиям, в худшем — вызовет дисбаланс с уже присутствующими в этом масле присадками и вызовет выпадение осадка и потерю маслом тех или иных своих свойств. Современное моторное масло — это сложная субстанция, состоящая из химически сбалансированных компонентов, и вмешательство в его рецептуру может повлечь непредсказуемые последствия.

Охлаждающие Жидкости

В отличие от моторных масел, в классификации и применяемости которых многие автолюбители уже более-менее разбираются, охлаждающие жидкости (ОЖ) в России зачастую определяются как «тосол», «желтый антифриз», «синий антифриз», «зеленый антифриз» и «красный антифриз». Причем зачастую никому и в голову не приходит, что отечественный тосол — это тоже антифриз, то есть охлаждающая жидкость.
Зачем же нужна ОЖ в Системе Охлаждения(СО) ? Казалось бы, тоже простой вопрос. Однако ответ на него не один. Современная ОЖ должна не только охлаждать двигатель, но и должным образом смазывать помпу и детали СО, защищать СО от коррозии в течение всего срока службы. Причем ОЖ должна так же иметь высокую точку закипания.
Большинство охлаждающих жидкостей производится на основе этиленгликоля и совместимы между собой, реже — пропиленгликоля. ОЖ на базе пропиленгликоля менее распространены, поскольку более затратны в производстве, что сказывается на конечной цене продукта. Кроме того, они не совместимы с ОЖ на базе этиленгликоля. Срок службы отечественных ОЖ — 2 года, большинства импортных — 3 года. Здесь стоит еще раз вспомнить уже упоминавшуюся компанию Texaco — мирового лидера в области химических технологий, разработавшую ОЖ нового поколения — Texaco Havoline Extended Life Coolant. Срок службы этой ОЖ составляет 5 лет либо 250.000 км пробега. Для многих автомобилей это весь срок эксплуатации. Чем же отличаются обычные ОЖ и ОЖ нового поколения? Обычно нефтяные компании не занимаются производством охлаждающих жидкостей, а заказывают их у наиболее известных в этой области производителей под собственной маркой. Так делают Mobil, Castrol, Shell и многие другие. По существу, в разных банках этих компаний разлита одна и та же ОЖ, а цена, которая может различаться в разы, определяется компанией в зависимости от собственной «раскрученности» на рынке. Исключение — компании Texaco и Elf, кстати, недавно создавшие СП по производству охлаждающих жидкостей.
Большинство ОЖ в виде присадок-ингибиторов коррозии, содержат в себе силикаты, которые, для защиты СО от коррозии, покрывают ее изнутри слоем накипи, который растет со временем ее эксплуатации. Рано или поздно этот слой увеличивается настолько, что забивает собой каналы СО и вызывает перегрев двигателя, либо, оторвавшись от внутренней поверхности СО, циркулирует в ОЖ в виде абразива. Для того, чтобы понять, как это происходит, достаточно заглянуть в старый чайник — накипь скапливается на стенках, а отслоившиеся куски падают на дно и попадают в вашу чашку с чаем. Накопление накипи приводит к тому, что теплообмен ухудшается и, подобно тому, как вы покупаете новый чайник, точно так же вам приходиться покупать новую помпу или радиатор. Кроме того, для того, чтобы силикаты не выпадали в осадок, в обычную ОЖ приходиться добавлять щелочь, которая пагубно влияет на резиновые части СО и преждевременно выводит их из строя.
В новых же ОЖ, разработанных компанией Texaco (Тексако), в качестве ингибиторов коррозии применяются карбоксилаты, основная особенность которых в том, что они не покрывают СО слоем накипи, а локализуют коррозию только в очагах ее возникновения. Кроме того, они не требуют добавления такого количества щелочи, как силикатные ОЖ. За счет этого и увеличился срок службы данной ОЖ — 5 лет или 250.000 км. пробега.

Наиболее распространенные классификации импортных ОЖ — спецификации компании VW. На сегодняшний момент чаще всего встречаются классы G11 и более высокий G12. Информацию о том, какая ОЖ необходима системе охлаждения вашего двигателя, можно найти в сервисной книжке.

Трансмиссионные масла

Все вышесказанное о моторных маслах во многом можно перенести и на масла трансмиссионные — они бывают как минеральными, так и синтетическими и полусинтетическими.
Самыми распространенными классами трансмиссионных масел на сегодняшний день являются API GL 4 и API GL 5. За исключением некоторых случаев, когда производитель МКПП требует применения специального масла, эти классы перекрывают требования большей части современного парка МКПП.
Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL5 выше качеством, чем масла класса GL4, это не так. Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже или лучше. Например, использование масла класса API GL5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL4 рекомендовано ВАЗом для применения в таких КПП.

Примерно такая же ситуация и с маслами для АКПП. Большую часть требований современного парка АКПП для легковых автомобилей, выполняют масла класса Dexron III. Масла этого класса совместимы между собой и зачастую применяются и в гидроусилителях руля. Кроме того, они применимы и в большинстве случаев, когда производитель АКПП требует применения жидкости Dexron II. Однако случается и такое, когда производитель АКПП требует только специальное масло либо только определенную жидкость и никакую другую (например, Dexron II-D). В любом случае, перед покупкой масла для АКПП нужно проконсультироваться с сервисной книжкой автомобиля либо на заслуживающем доверия СТО.

Тормозные Жидкости

Как и в случае с охлаждающими жидкостями, большинство нефтяных компаний не занимаются производством тормозных жидкостей (ТЖ), а заказывают их под своими марками у ведущих производителей этой отрасли. Существующие сегодня классы ТЖ — DOT 3, DOT 4, DOT 5. Класс ТЖ DOT3 встречается все реже и заменяется на DOT 3. Из вышеперечисленных несовместима с остальными только DOT 5. Эта жидкость производится на синтетической основе и применяется достаточно редко. Отечественный аналог ТЖ DOT 4 — ТЖ «Роса». Хранить тормозные жидкости следует в герметичной таре, поскольку они очень гигроскопичны, то есть активно впитывают влагу из воздуха, что понижает их температуру кипения.

В заключение хочется сказать, что все вышесказанное относится только к маслам известных и надежных производителей, поскольку в настоящее время многие наши бывшие соотечественники начали за рубежом производство масел под собственными марками специально для поставок в Россию. Эти, с позволения сказать, «масла», отличают низкая цена и наличие на этикетке несуществующих в природе допусков. Конечно, высокую цену на продукцию таких гигантов, как Шелл, Мобил или Тексако можно объяснить высокими затратами на разработку технологий производства и рекламные кампании, но и у менее известных производителей качественное масло имеет свой минимальный порог цены. Он примерно равен 2 долларам за литр минерального масла и 5 долларам за литр синтетики. Все, что продается дешевле, заслуживает подозрения в качестве данного продукта.
В этой статье намеренно не рассматривались масла, произведенные в США, поскольку они рассчитаны на другие (по сравнению с европейскими) условия эксплуатации, не имеют допусков АСЕА и срок их службы — около 5000 км. пробега, что и объясняет их относительно низкую стоимость.