Базовый трактор или тягач

В настоящее время тягачом или базовым трактором называют самоходную машину, к которой прицепляют или на которую навешивают землеройно-транспортное рабочее оборудование. В первую очередь такие машины используются для создания и передачи тягового усилия рабочему оборудованию во время наполнения рабочего органа и резания грунта, перемещения оборудования с грунтом, управления оборудованием во время выполнения рабочих операций, при транспортном режиме или перебазировании, а также при холостом движении агрегата к месту набора материала.
Базовые трактора или тягачи оборудованы канатными или гидравлическими приводами, которые позволяют управлять рабочими движениями всего землеройно-транспортного оборудования.
Как правило, тягачи классифицируются по назначению, типу трансмиссии, компоновке, ходовой части, тяговому классу и раме.
По назначению машины бывают сельскохозяйственными, общего назначения, промышленными и промышленных модификаций.
К сельскохозяйственным относятся колесные тракторы (Т-150К, «Беларусь») и гусеничные тракторы (ДТ-75).
Тракторы общего назначения широко применяются для агрегатирования со скреперами и бульдозерами.
Промышленные модификации тракторов (Т-4АП2, ДТ-75МП) сконструированы на базе сельскохозяйственных тракторов, в них соблюдены все требования к конструкциям, которые позволяют навешивать дорожно-строительное оборудование. Такие машины отличаются усиленной ходовой частью, гидроприводом большей производительности, лучшими условиями для машиниста.
По компоновке различают тракторы с передней кабиной и задним расположением двигателя, а также с расположением кабины сзади (реже – в середине) и двигателя спереди.
В зависимости от типа трансмиссии трактор может быть с электрической, гидромеханической и механической трансмиссией.
Наиболее широко распространена механическая трансмиссия, отличающаяся простотой изготовления, ремонта и обслуживания.
Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает снижение рабочей скорости и автоматическое увеличение силы тяги, значительно облегчает работу машиниста (применена на одноосном колесном тягаче БелАЗ-541 и гусеничном тракторе Т-330).
Электрическая трансмиссия для передачи энергии от мотора к гусеницам предусматривает использование постоянного электрического тока.
В соответствии с типом ходовой части различают колесные и гусеничные тракторы, а также колесные одноосные тягачи.
В гусеничном тракторе для создания силы тяги предусмотрено наличие двух гусениц.
Колесный трактор снабжен четырьмя колесами, ведущими из которых могут быть четыре или два.
Колесный одноосный тягач оборудован двумя ведущими колесами.